ВВЕДЕНИЕ
Корректно составленный договор с подрядчиком – это ваше ОСАГО в ИТ-проекте.
Если проект будет идти хорошо, никто никогда не будет читать условия договора и самые важные пункты соглашения никогда не будут применяться. Договор будет использоваться лишь как основание для актирования.
Настоящая проверка договора начинается, когда там начинаются проблемы и разногласия. Поэтому я и применяю такую метафору как ОСАГО – ведь он тоже никому не интересен, пока не случилось ДТП. Но если все-таки случилось, очень не хотелось бы без него оказаться.
УСЛУГИ
Первое, что необходимо понять – что вы покупаете.
Проект – в случае если вы автоматизируете какой-то конкретный процесс или бизнес-блок с нуля. При этом у вас есть конкретные требования, и вы рассчитываете на конкретный результат. И нет готового решения, которое можно просто использовать.
Доработки – в случае если вам необходим ресурс для решения различных задач, перечень которых заранее не определен.
Поддержка – если ваша система уже работает, но есть множество обращений пользователей на консультацию, доработку или по ошибке.
Сервис (подписка) – если есть готовое решение, продаваемое по подписке, и оно вас полностью устраивает.
РЕЗУЛЬТАТ
В продолжение первого пункта вам необходимо понять, как будет выглядеть результат работ подрядчика. Очень часто в договорах на оказание услуг ИТ большая часть этой информации содержится в приложениях к договору. Обязательно прочитайте эти приложения тоже.
Что обязательно должно быть детально прописано (это необходимо проверить):
БЮДЖЕТ
Предположим, что у вас классический проектный договор, где итоговая стоимость работ зафиксирована (Fixed Price). При планировании бюджета нужно учитывать не только эту стоимость. Начнем по порядку:
В случае с сервисом и поддержкой все существенно проще: вам необходимо считать стоимость ежемесячной абонентской платы за 12 месяцев. Других затрат здесь как правило нет.
В случае с доработкой нужен опыт, чтобы опять же оценить среднемесячный чек, который будет у вас выходить при оказании данной услуги. Если опыта нет, но есть лимит – пропишите его в договоре. Это может быть как лимит на месяц, так и общий лимит на год.
РЕСУРСЫ
Есть весьма частое заблуждение, что проект делает подрядчик, а заказчик лишь платит и наблюдает за ходом проекта. На деле же на разных этапах проекта от участников со стороны заказчика требуется выделение до 50% ресурса. Поэтому необходимо:
СРОКИ
Почти наверняка если вы автоматизируете какой-либо процесс срок имеет значение. Чаще всего всем вообще нужно «вчера». Поэтому важно обратить внимание, есть ли прямая ответственность подрядчика за срок, есть ли штрафы за срыв срока, в каких случаях заказчик не может отвечать за согласованные сроки.
Чем строже ответственность за срыв срока, тем лучше заказчик будет следить за этим аспектом.
РИСКИ
Я уже говорил, как важно следить за бюджетом, сроками, выделением ресурсов. Но если вы видите какой-либо явный риск на стороне вашего подрядчика, не стесняйтесь его вписать в раздел «Ответственность сторон». Понятно, что подрядчик в целом отвечает за исполнение договора, но, если в договоре, например, будет пункт о том, что в случае нарушения сроков подрядчика ждет конкретный штраф или что заказчик в этом случае имеет право потребовать скидку за услуги, хуже никому не будет. Нужно акцентировать внимание на важном для вас.
РЕЗЮМЕ
В качестве итога хотелось бы также порекомендовать обращаться к более опытным коллегам, у кого уже есть опыт согласования договоров на автоматизацию или подобных.
Желаю удачи и порядочных подрядчиков!
Оригинал статьи размещен на сайте ФТО.
Подписаться на рассылкуНапишите нам, и мы договоримся с вами об удобном времени демонстрации и ответим на ваши вопросы